Стероидный паспорт против допинга
Российский антидопинговый комитет вводит стероидные паспорта, которые станут обязательными. В данном документе будут отражены все данные о гормональном фоне спортсмена. Скрыть применение какого-либо допинга станет практически невозможно.
Российский антидопинговый комитет вводит стероидные паспорта, которые станут обязательными. В данном документе будут отражены все данные о гормональном фоне спортсмена. Скрыть применение какого-либо допинга станет практически невозможно.
Сейчас для спортсменов обязательной является лишь регулярная сдача крови на анализ. Однако допинговые технологии развиваются стремительно. Существуют препараты, которые невозможно отследить по состоянию крови. Именно по этой причине стероидный модуль войдет в биологический паспорт каждого участника крупных соревнований.
Специалисты будут следить за гормональным фоном, а любое отклонение от нормы будет указывать на признак возможного нарушения правил честной игры, рассказал заместитель директора Центра инновационных спортивных технологий Департамента физической культуры и спорта города Москвы Игорь Выходец:
«В течение года у спортсмена забирается определенное количество допинг-проб и создаются стероидный и гематологический профили. Результаты записываются в специальную программу, которая проходит экспертный анализ. При этом видно, что средний уровень гемоглобина находится на уровне условно 150, и вдруг происходит резкий скачок.
Это означает, что спортсмен тренировался в непривычных условиях, например в высокогорье, или же принимал запрещенные препараты. То же самое касается и стероидов. Есть много спортсменов, у которых изначально от природы уровень тестостерона повышен. Таковы, например, наши борцы в основном выходцы с Северного Кавказа. У них заранее предопределен повышенный уровень тестостерона».
В последнее время все чаще и чаще применяются генные допинги, которые повышают работоспособность. Происходят необратимые мутации, которые, с одной стороны, дают шанс на победу, зато с другой, являются факторами, повышающими риск для здоровья. В большинстве случаев отследить изменение на генном уровне возможно при помощи анализа мочи. Однако иногда изменения в организме происходят настолько медленно, что выявить их можно лишь при тщательном и длительном наблюдении. Для этого и нужен гормонный паспорт, отметил Никита Камаев, исполнительный директор Российского антидопингового агентства «РУСАДА» :
«Если говорить в ообщем об инновациях и новинках в антидопинге, то в ближайшее время, как я думаю, в течение года будет введен новый метод контроля, новая схема, новый, так скажем, алгоритм определения запрещенных субстанций по косвенным признакам, это ведение так называемого стероидного паспорта как части биологического паспорта спортсмена».
Даже витамины, белковые и минеральные комплексы способны действовать на организм спортсмена как допинг. Их назначают врачи для каждого индивидуально, чтобы повысить работоспособность организма, не навредив здоровью. Однако часто дозировки стимулирующих препаратов намеренно увеличиваются, а это уже опасно. Еще одной проблемой является то, что такие «разрешенные» допинги дают детям ради побед, разъяснил Игорь Выходец:
«В 12-14 лет ребенок уже может являться серьезным спортсменом, например, в гимнастике или плавании. Эти совсем юные спортсмены для стимуляции начинают принимать те препараты, которые не запрещены, но вредны для организма и могут нанести непоправимый урон здоровью. В результате этих действий различные юношеские и молодежные первенства они выигрывают, но во взрослом спорте уже не показывают столь хороших результатов».
Ключевыми фигурами в допинговых скандалах обычно становятся ведущие спортсмены, которым для победы не хватает самой малости. Но с каждым годом маскировать применение запрещенных препаратов становится все сложнее, тем временем и сами допинги становятся все более опасными для здоровья спортсменов. В группу повышенного риска попадают тяжелоатлеты, гимнасты, пловцы, конькобежцы и биатлонисты. Именно им достаточно часто приходится искусственно повышать выносливость организма из-за слишком больших нагрузок.