Стадион на Крестовском: чем дальше, тем проблематичнее
Продолжаются злоключения ставшего уже одиозным стадиона на Крестовском острове в северной столице. После того, как губернатор Валентина Матвиенко обрушилась с критикой на работу проектировщиков и строителей нового стадиона, между организациями разгорелся спор — кто из них виноват в том, что сроки возведения спортивного объекта срываются. Подрядчик, инжиниринговая корпорация «Трансстрой», пеняет на проектировщика - «Моспроект-4» - за постоянные сбои при предоставлении проектной документации. Архитекторы утверждают, что действуют четко по графику.
Спустя неделю после совещания в строящейся чаше нового стадиона с участием губернатора строители арены собрались снова, чтобы обсудить два вечных вопроса: кто виноват и что делать? Строители опасаются, что наступивший летний сезон пройдет на площадке так же, как и предыдущий, — то есть фактически без проекта. А если сроки вновь будут упущены, то радостный момент окончания строительства придется переносить. Что, разумеется, вызовет праведный гнев заказчика — городских властей, уже потративших на возведение арены многие миллиарды рублей.
Как рассказали в компании «Трансстрой», которая является генподрядчиком работ по возведению футбольного стадиона на Крестовском, сейчас строители испытывают серьезные трудности с получением проектной документации от проектировщика — выбранной по конкурсу в прошлом году московской компании «Моспроект-4». Несмотря на то, что документация прошла экспертизу еще в феврале 2011 года, к маю - началу самых активных работ на площадке - она так и не поступила в распоряжение генподрядчика. В «Моспроекте-4» обещали передать необходимые документы через неделю. Однако в «Трансстрое» сомневаются, что сразу после этого смогут приступить к строительству. «В последнее время, когда мы получали транши проектных разработок от «Моспроекта», в них находилось достаточное количество ошибок, и нам приходилось возвращать документы на доработку. При этом проектировщик заявлял, что движется по графику, но на самом деле был вынужден переделывать уже выполненную работу и откладывать подготовку нового транша», - говорят источники в «Трансстрое». Архитекторы стадиона из «Моспроекта-4», ведущие перепроектирование сделанного японским зодчим проекта, опровергают эти заявления, уверяя, что движутся четко по графику, согласованному и генподрядчиком, и городскими властями. При этом отмечают, что проект стадиона на Крестовском сложный и нестандартный и накладки при его возведении неизбежны.
Впрочем, как уверены в организации, на завершение сроков строительства это никак не повлияет. Однако еще на прошлой неделе руководители «Моспроекта» на встрече с губернатором Валентиной Матвиенко говорили совсем иное. Там выяснилось, что если проектная документация по чаше готовится, то разработки по крыше дальше презентации пока не пошли. Тем временем субподрядчик, «Мостоотряд 19», привлеченный «Трансстроем», уже должен был заказывать металлоконструкции, необходимые для монтажа кровли. В компании сообщают, что пока не могут заключить контракт на производство и поставку этих «деталей» стадиона, так как проектировщик не шлет им необходимые документы. Не исключено, что трудности с разработкой проектных документов у «Моспроекта-4» возникли из-за объективных причин.
Дело в том, что изначально субподрядчиком проектировщика по стадиону была компания ООО «ГК Техстрой», известная по проекту строительства торгового комплекса «Охотный ряд» на Манежной площади в Москве. Но весной 2011 года эта структура получила подряды на проектирование спортивных арен для олимпийского Сочи и вынуждена была отказаться от сотрудничества с «Моспроектом-4». Компании пришлось искать другого субподрядчика. Фронт работ был передан «Инфорспроекту», который к тому моменту работал над проектированием трибун и подтрибунных помещений арены. А над проектом уникальной раздвижной крыши арены работает петербургский Институт "Гипростроймост". По планам, компания должна была предоставить разработки весной 2011 года.
Но исполнитель подряда на строительство «Мостоотряд 19» вынужден констатировать отсутствие оной в своем распоряжении. К сожалению для себя, генподрядчики не имеют рычагов воздействия на проектировщиков. Заставить их ускорить работу могут сейчас только городские власти, которые являются заказчиком работ «Моспроекта-4». В Смольном обещают, что за этим дело не постоит.
9 июня совещание в чаше стадиона посетил вице-губернатор Роман Филимонов, отвечающий за городское строительство.
Напомним: общая стоимость работ по строительству нового стадиона, после победы в конкурсе на его достройку корпорации «Трансстрой», составляла около 19 миллиардов рублей (начинала же работы компания "Авант" покойного Григория Фельдмана с бюджетом в 6 миллиардов рублей). Однако в 2009 году уже начатые работы были остановлены, поскольку выяснилось, что проектируемое спортивное сооружение не соответствует стандартам ФИФА для проведения матчей чемпионата мира. Была проведена корректировка проекта с увеличением вместимости стадиона и применением других норм по безопасности, и в результате стоимость стадиона выросла до 33 миллиардов.
По состоянию на начало июня 2011 года, железобетонные конструкции стен и перекрытий подтрибунных помещений выполнены на 90% на 14-метровую высоту. Конструкция чаши выкатного поля — на 27% на высоте 25 метров, на 95% готов фундамент выкатного поля, на 75% - рельсы для его движения, на 57% закончена нижняя рама футбольного поля. Ведутся работы по созданию моста над выдвижным полем — на нем разместятся дополнительные трибуны, проводится реконструкция двух исторических павильонов — железобетонные работы на этих объектах уже завершены.