«Газпром-арена»: лучше, но позже
5 мая 2010 года вступил в должность новый генеральный директор инжиниринговой корпорации «Трансстрой» Михаил Леонтьев. С новым руководителем одной из крупнейших строительных компаний России, которая возводит новый футбольный стадион для «Зенита» на Крестовском острове, встретился корреспондент «НВ». Топ-менеджер рассказал, что арена будет построена к концу 2011 года – корректировка проекта, которая привела к изменению сроков окончания строительства, была неизбежной.
– Михаил Михайлович, какое место в пухлом портфеле заказов корпорации занимает петербургский футбольный стадион?
– Пожалуй, второе – наряду с олимпийскими объектами в Сочи. Понимаю, что для многочисленных болельщиков «Зенита» новый стадион, наверное, является важнейшей стройкой не только города, но и страны. Однако главным объектом «Инжтрансстроя» в России остается прокладка железной дороги в Республике Саха по маршруту Беркакит – Томмот – Якутск. Эту магистраль начали строить еще при советской власти.
– «Инжтрансстрой» пришел на футбольную стройплощадку в Питере как генподрядчик полтора года назад, в самый пик кризиса. Строительство шло и идет трудно, проект приходится корректировать на ходу, а болельщики и губернатор требуют завершения работ к зафиксированному в госконтракте сроку – 15 ноября 2010 года. Не жалеете, что взяли столь резонансный объект?
– Легких строек попросту не бывает. Не могу согласиться, что строительство идет трудно, взаимопонимание с заказчиком у нас есть. Если вы имеете в виду контроль строительства со стороны Валентины Матвиенко, то это кураторство даже облегчает решение ряда вопросов. Валентина Ивановна лично проводит совещания, когда требуется вмешательство на уровне губернатора, которые мгновенно снимают все проблемы. Финансирование объекта идет четко и своевременно, к заказчику у нас никаких претензий нет. Проблемой для объекта стали новые требования ФИФА и УЕФА, которые потянули за собой небольшую перепроектировку. Произошло это после изучения проекта специалистами британской консалтинговой фирмы IMG, которая управляет знаменитым лондонским стадионом «Уэмбли».
– А почему английская IMG решила поучаствовать в инспекции проекта российского стадиона?
– В переданном нам от предыдущего генподрядчика проекте часть помещений не имела никакого функционального значения – попросту пустовала. Никто не знал, что с ними делать. В прошлом году на специальном совещании город решил привлечь к решению этого вопроса структуры «Зенита» – как будущей эксплуатирующей организации. «Зенит» же в свою очередь пригласил специалистов IMG, которые в пустующих помещениях предложили открыть магазины, офисы, увеличить площадь ресторанов. Компания IMG, кстати, не только эксплуатирует «Уэмбли», но и помогала его реконструировать, поэтому обладает бесценным опытом, в том числе в проектировании коммерческих зон на аренах мирового класса. Английские специалисты дали ряд идей по решению широкого спектра проблем питерского проекта, которые потянули за собой небольшую перепроектировку. В частности, IMG предложила изменить угол наклона трибун на более вертикальное положение. Кроме того, в авторском архитектурном проекте Кисе Курокавы вся коммерческая начинка расположена на самом верхнем ярусе, на высоте около 50 метров, в зоне плохой обзорности. Англичане предложили убрать VIP-трибуны в середину, на третий из семи этажей, на отметку 14,55 метра от уровня футбольного поля. Специалисты консалтинговой фирмы предложили также увеличить проходы между секторами и добавить количество эвакуационных выходов. Этого же требует и новый федеральный Закон «О безопасности», принятый в 2009 году. По этому закону корректировка проекта также оказалась неизбежной.
Очень важно, что внесенные в проект коррективы IMG сделают будущий стадион коммерчески окупаемым. Нельзя же такой объект держать на дотациях пусть и такой богатой организации, как «Газпром». Считаю, что проведенный консалтинг проекта – абсолютно верное решение заказчика.
– Инспекция IMG вам помешала или, наоборот, помогла избежать дорогостоящих ошибок?
– Конечно, помогла. Зенитовский стадион, например, обещает быть гораздо лучше и современнее, чем тот же стадион «Шахтер» в Донецке, построенный к чемпионату Европы 2012 года. В Донецке провели один показательный матч и закрыли арену на доработку, начали что-то крушить и ломать. Даже стадион «Уэмбли» после завершения реконструкции еще год-полтора доводили до ума. С помощью той же IMG, кстати. Заказчик в Петербурге провел конкурс на корректировку стадии проекта, который выиграл «Моспроект-4». Таким образом, на сегодня есть архитектурный проект, который разработало японское бюро Курокавы, есть стадия «П» уже прошедшая государственную экспертизу, и есть требования эксплуатирующей организации из структур «Зенита», а также российских СНиПов. Все эти составляющие «Моспроект-4» должен увязать в единое целое и подготовить новый проект.
– По Петербургу пошли слухи, что вместимость трибун «Газпром-арены» после корректировки проекта будет увеличена с 62 до 67 тысяч мест. Однако заместитель председателя городского комитета по строительству Александр Дюк заявил, что это именно слухи...
– Было такое пожелание – так как Россия подала заявку на проведение в 2018 году чемпионата мира по футболу. Мы внесли на рассмотрение заказчика предложение, по которому вносить коррективы в расчет вместимости стадиона не придется. Поясню. В связи с тем, что ложи убираются с самого верхнего яруса на отметку 14,55, там добавится целый этаж – 7а, так называемая галерка, которая в случае необходимости и позволит довести численность болельщиков до 67 тысяч человек. На галерке трибуны можно сделать сборно-разборными, как на концертах на Красной площади. Наше предложение сейчас детально прорабатывает «Моспроект-4», чтобы принять окончательное решение и выполнить техническую сторону.
– По условиям государственного контракта стадион должен быть сдан под ключ 15 ноября 2010 года. Реально ли это, особенно в связи с перепроектированием?
– В ноябре текущего года стадион по архитектурному проекту Курокавы однозначно построен не будет. В лучшем случае через четыре месяца, в сентябре 2010 года мы получим согласование по доработанному проекту в Главгосэкспертизе. Это означает, что сроки строительства сдвигаются минимум еще на один год. Реальной датой окончания строительства, если не будет новых вопросов у экспертов, можно назвать конец 2011 года.
– Какой была реакция Валентины Матвиенко, когда ей сообщили о переносе года сдачи стадиона в эксплуатацию? Ведь во время губернаторских объездов она неоднократно заявляла: прощу все, кроме срыва сроков!
– Первая реакция была очень... болезненной, но факт – вещь безэмоциональная. Внесение корректировки в первоначальный проект можно рассматривать как форс-мажор для всех участников проекта. «Инжтрансстрой» сегодня остановил работы по монтажу каркаса арены. Строители продолжают работы только на двух подтрибунных этажах, которые не подвергаются никакой корректировке и будут спрятаны в насыпном холме. Выше этого уровня мы пока не идем, потому что нет согласованного проекта. На стройплощадке сегодня заняты 1,2–1,3 тысячи человек, что в два раза меньше, чем летом прошлого года, когда подрядчики приступили к строительству подтрибунных этажей.
– Какие работы вы сможете выполнять на объекте в ожидании вердикта экспертизы?
– Этим летом «Инжтрансстрой» должен был закончить монтаж конструкций трибун и крыши, но в ожидании согласования проекта придется сфокусироваться на других работах. У генподрядчика есть договоренность с заказчиком – не останавливать строительство и вести работы, не подлежащие проектному изменению. Объект будет строиться одновременно с проектированием и прохождением экспертизы: запроектировали участок, уровень, получили замечания экспертизы – отдали в работу строителям. За лето 2010 года мы должны смонтировать выдвижное поле и в августе –сентябре засеять его газоном. Строители подготовят под отделку два подземных этажа, которые уже закованы в монолитный железобетон, полностью завершат реконструкцию исторических павильонов старого стадиона имени Кирова. В любом случае до конца 2010 года мы должны обязательно закончить монтаж железобетонных конструкций трибун, а при идеальном раскладе – сделать и крышу. Есть, конечно, сомнения по поводу монтажа крыши. У автора архитектурной концепции она запроектирована из пневматических оболочек. Однако по требованиям нового ФЗ «О безопасности» крыша должна быть изготовлена из негорючих материалов. Но если делать жесткую кровлю, нарушается воздушная концепция Курокавы. Мы жестко завязаны с архитектурной концепцией. Любое изменение внешнего вида должно быть согласовано с японским бюро. Чтобы решить проблему материалов кровли, генподрядчик ведет консультации с МЧС и Главгосэкспертизой. Возможно, для крыши петербургского стадиона будут выпущены специальные технические условия.
– Почему заказчик уверяет общественность, что строители стадиона отстают от графика на два месяца, когда речь идет о целом календарном годе?
– Можно и к концу 2010 года построить стадион, но это будет не стадион Курокавы, и он не сможет удовлетворять стандартам ФИФА и УЕФА. Эти главные в футбольном мире ассоциации попросту не сертифицируют объект. Если бы мы строили арену для внутреннего пользования, только для матчей чемпионата России, то подшаманили бы старый стадион имени Кирова или построили бы второй СКК, так называемую шайбу. Никаких технических проблем: ни вант тебе, ни пилонов. Но это будет некрасиво, а у нас задача – построить арену класса элит, которая будет украшать российскую северную столицу.
Сергей Тачаев, «Невское время» (Санкт-Петербург)