Деньги решают всё?
Масштабные инвестиции в лыжную индустрию, по мнению экспертов, мало помогут в подготовке нашей олимпийской сборной. До Сочи останется слишком мало времени.Даже в самом идеальном случае – то есть если все объекты будут построены в срок – половина огромной лыжной стройки завершится в 2011 г. Чем ближе к Олимпиаде, тем больше тренировок будет проходить непосредственно на объектах в Сочи, чтобы лыжники могли адаптироваться к климатическим и рельефным условиям. Впрочем, эксперты вообще сомневаются в целесообразности многомиллиардных финансовых вложений. Лыжные соревнования в Ленобласти проводились давно. С 1961 г. здесь ежегодно организовывались международные соревнования, так называемые Кавголовские игры. Последний раз Кубок мира в окрестностях Кавголово состоялся в 2003 г., а после этого база была закрыта. Зато в стране развивались другие лыжные и биатлонные центры. К примеру, тот же этап Кубка мира по лыжным гонкам с 2007 г. проходит в Рыбинске. «В России есть пять центров, аттестованных для проведения международных лыжных соревнований, а также около 20 центров, аттестованных для российских соревнований», – говорит Игорь Беломестнов, инспектор Международной лыжной федерации (FIS). Кроме того, в рамках госпрограммы подготовки к Олимпиаде в Сочи объемом в 56,8 млрд рублей по всей стране идет строительство восьми зимних центров: в Краснодарском, Красноярском, Пермском краях и Московской области. В самом же Кавголово к 2011 г. должны появиться лыжно-биатлонный стадион со стрельбищем, стадион для фристайла, склоны для могула и акробатики, гаражи для хранения снегоуплотнительной техники, снегоходов, квадроциклов, паркинг площадью 3,3 тыс. кв.м и т.д. Но изюминкой будущего центра станет 1,5-километровый тренировочный тоннель со стрельбищем – по сути, огромная труба, в которой будет круглый год поддерживаться низкая температура и лежать снег. Снежная труба позволит лыжникам и биатлонистам тренироваться и зимой, и летом. Пока в России таких труб нет, и в теплое время года лыжники тренируются на лыжероликах. О необходимости столь масштабного проекта, который к тому же вряд ли успеет помочь подготовиться к сочинской Олимпиаде, эксперты спорят. Наиболее пессимистично настроенные эксперты утверждают, что лыжная труба будет использоваться не только для тренировок, но и как дорогостоящий аттракцион. «Мое мнение такое: вложения в лыжную базу в объеме 6–7 млрд рублей абсолютно неэффективны. Мы же, дай нам кто 150 млн евро, построили бы пять таких центров и каждый бы аттестовали для проведения международных соревнований. Насчет эффективности этих вложений… То, что вы перечислили, стоит не более 1,5 млрд рублей, и это при самом высоком качестве. Хотя, конечно, пока я не видел проектной документации, точной оценки дать не могу», – сказал Олег Султанов, генеральный директор корпорации «ТВЭЛ» (владеет лыжным курортом «Красное озеро» в Коробицыно, Ленинградская область).
Два в одном
Между тем с самим кавголовским центром еще далеко не все ясно. На самом деле пока существует не один, а целых два лыжных проекта: один осуществляет Университет физкультуры, спорта и здоровья им. Лесгафта, другой – Ассоциация зимних олимпийских видов спорта (АЗОВС) управделами президента РФ Владимира Кожина. В конце марта губернатор Ленобласти Валерий Сердюков встречался с президентом РФ Дмитрием Медведевым и доложил главе государства о ходе строительства лыжных центров. Из уст губернатора Дмитрий Медведев узнал, что проект, курируемый Владимиром Кожиным, не движется из-за проблем с финансированием, тогда как проект Университета им. Лесгафта, финансируемый по линии Министерства спорта в рамках федеральной программы строительства олимпийских объектов, напротив, уже вошел в фазу строительства. После этого, как сообщил Валерий Сердюков, федеральные власти подняли вопрос об объединении двух проектов в один с общим финансированием из федерального бюджета: «У университета есть деньги, но мало земли, тогда как у ассоциации земли много, а с деньгами проблемы. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о передаче земли университету и реализации одного общего проекта на государственные деньги».
Первый пошел
Как вспоминает ректор Университета им. Лесгафта Владимир Таймазов, вуз задумал строить лыжный центр в Кавголово еще в 2003 г. В тот момент ректор как раз вступил в должность. Предшественник Владимира Таймазова отдал часть земли, ныне отведенной под строительство, в 20-летнюю аренду частному инвестору – ЗАО «Т.А.К.Т.», которое построило там лыжную базу «Орлиная гора». С тех пор и до середины 2008 г. между вузом и бизнес-структурой шла борьба за участок. Во время этой борьбы бывший ректор вуза получил условный срок за превышение должностных полномочий, затем был амнистирован, а один из преподавателей, доцент кафедры теории бокса, получил 7 лет строгого режима за несостоявшееся покушение на генерального директора ЗАО «Т.А.К.Т.». Но в конечном итоге инвестор был выселен, а объекты базы снесены. После этого было объявлено о строительстве федерального тренировочного центра (ФТЦ) стоимостью 3,6 млрд рублей, о котором стали говорить как о базе для учебной подготовки российских лыжников-олимпийцев. Курирует строительство министр спорта Виталий Мутко, и финансирование проекта идет через министерство. Застройщиком центра в Токсово является ФГУП «Спортинжиниринг», а генподрядчиком в ноябре 2009 г. стало ООО «Атлан» (по данным СПАРК на 26 марта 2010 г., принадлежит некоей Инне Бирюлиной). Пока, по словам заместителя руководителя проекта Александра Марченкова, сейчас выполнено 10% работ.
Кожинская лыжня
Второй лыжный проект в Кавголово еще более грандиозен. Под его строительство Ассоциация зимних олимпийских видов спорта арендовала у Ленобласти на 49 лет 123 га земли, примыкающей к участку Университета им. Лесгафта. На строительство кожинского Центра зимних видов спорта планировалось потратить 6–7 млрд рублей. На эти деньги построят трассы, биатлонное стрельбище, трибуны на 12 тыс. зрителей, а также гостиницы и коттеджный поселок. Главным козырем проекта стали трамплины разной высоты: от 40 до 120 м. «В отличие от университетского центра, который будет чисто тренировочным, наш ориентирован на проведение соревнований мирового уровня», – говорит заместитель председателя АЗОВС Владимир Кудрявцев. По его словам, еще в 2008 г. компания Gorimpex за 5 млн евро разработала концепцию центра, теперь она же ведет проектирование. Владимир Кожин обещал привлечь к строительству частные инвестиции. Однако, по словам губернатора Валерия Сердюкова, инвесторы денег на проект до сих пор не дали. По словам заместителя спорткомитета Ленобласти Константина Желудкова, проект пока не сдвинулся дальше эскизов. Руководитель проектов АЗОВС Виктор Анеликов возражает: «Проект уже разработан, идет корректировка документации по замечаниям Главгосэкспертизы». Правда, он признал, что вопрос финансирования проекта не решен. До начала Олимпиады в Сочи осталось 1378 дней.
Народ зациклен на Олимпиаде
Нина Гаврылюк, трехкратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам: «Я несколько отошла от российских реалий (Нина живет в США с 2003 г.), но уже очень давно слышу об этом центре в Токсово. Думала, что он уже давно построен. Конечно, это огромные деньги – лучше их пустить на такой центр, будет хорошо, если он действительно заработает. В России много хороших спортсменов, и они смогут за 2 года подготовиться к Олимпиаде. Другое дело, что в России сейчас народ зациклен на Олимпийских играх, а об обычных людях не думают. Я читаю ваши форумы, там лыжники – просто какие-то герои, выискивающие нормальные склоны, чтобы покататься. Такой государственный центр – он, я считаю, в первую очередь нужен не олимпийцам, а простым лыжникам, которые, между прочим, платят налоги и тоже имеют право пользоваться результатами таких государственных вложений».
Нужно ежедневно продавать 6000 билетов
Вячеслав Ефимов, глава департамента инвестиционно-финансового анализа Incor Alliance Law Office: «Вопрос о коммерческой привлекательности проекта в данном случае не совсем уместен. С одной стороны, зимние виды спорта, которые получат “прописку” в центре, традиционно в России не считаются популярными среди болельщиков (это не хоккей или фигурное катание), поэтому сильного наплыва болельщиков, готовых платить деньги, ожидать не приходится. А поток туристов и болельщиков нужен очень и очень серьезный. Ведь если допустить, что проект должен возвратить свои вложения в течение 10 лет, то даже при чистой операционной рентабельности в 20% (что маловероятно) и средней цене билета в 1 тыс. рублей нужно ежедневно продавать по 6 тыс. билетов: и в праздники, и в выходные, и в дождь, и в слякоть – в течение 10 лет – без всяких технических перерывов и капремонтов! Никакое спортивное сооружение в России не имело и не имеет таких экономических показателей не только в течение 10 лет, но хотя бы в течение одного спортивного сезона. И еще один момент. Из мегаполисов в непосредственной близости от Токсово, способных обеспечить поток спортивных туристов, есть только Петербург. Но строительство каких- либо крупных баз или гостиниц (кроме небольшой гостиницы для самих спортсменов и спортивных чиновников) не предусмотрено. Из чего можно косвенно судить, что изначально организаторы строительства объекта всерьез не рассматривали спортивно-зрелищный бизнес в качестве основного источника доходов для центра».
Допинг-контроль брали в туалете
Любовь Егорова, депутат ЗС Петербурга, проректор ГУФК им. Лесгафта, шестикратная олимпийская чемпионка: «Мы живем в XXI веке, и та инфраструктура, которая осталась с советских времен, не годится не только для этапов Кубка мира, Олимпийских игр, но и для городских соревнований.
Да, когда-то в Кавголово проводились этапы Кубка мира, но техническое исполнение было далеко от идеала. Что говорить, если допинг-контроль брали в туалете: это было самое теплое место. Так что не надо рассматривать этот проект только как подготовку к Сочи. Это центр, который будет работать на федеральные средства и в котором будут готовиться юниоры, будущие олимпийцы. Сам центр задумывался еще в 2003 г., когда об Олимпиаде в Сочи еще никто даже не помышлял. Сейчас есть хорошие лыжные центры в Демино, в Ханты-Мансийске, в Рыбинске. Это действительно центры международного уровня, и на них уже проводятся этапы Кубка мира. Но на Северо-Западе таких мест нет. И если уж строить, то так, чтобы было все на высшем уровне. Да, деньги немалые, да, вложения, скорее всего, не окупятся, как не окупается спорт в принципе. Деньги вкладываются, чтобы у жителей региона была возможность заниматься, достигать высот в спорте, попадать в сборную и приносить стране медали в будущих олимпиадах».
www.spbgid.ru