Петербургские катера стали конкурентоспособными
Компания «Спортсудпром» в начале этого года запустила в серийное производство 25 новых моделей алюминиевых и пластиковых катеров длиной 5–10 м. Раньше компания производила только катера финского бренда «Сильвер» по эксклюзивной лицензии. Теперь у компании есть шанс переманить часть покупателей судов зарубежного производства. В условиях кризиса петербургский предприниматель Виктор Кожинов, владелец «Спортсудпрома», решил запустить производство отечественных аналогов зарубежных (в первую очередь американских) катеров по более низким ценам. Участники рынка отмечают, что новые суда превосходят частично устаревшие модели судов «Сильвер» по ряду характеристик. Проекты катеров двух новых серий разработали сотрудники «Спортсудпрома». Разработка проекта и производственный запуск (покупка оборудования, тестирование и т.д.) одной из самых сложных моделей обошлись компании в 10 млн рублей, рассказал Кожинов. Таким образом, общие затраты могли составить до 250 млн рублей.
Падение рынка
«Спортсудпром» начал разрабатывать новые линейки, потому что спрос на катера «Сильвер» в последнее время упал, считает владелец петербургской компании «Балтик Марин» (дистрибьютор катеров) Дмитрий Рубашко. Впрочем, в 2009 г. в целом спрос на все категории катеров упал в 2 раза, говорят участники рынка. В новых условиях некоторые производители, например петербургская компания «Астрон-Марин» (бренд катеров «Корвет»), сосредоточились на производстве недорогих моделей – ценой от 200 тыс. рублей. «Спортсудпром», напротив, решил сократить производство недорогих катеров и создать собственные модели средневысокого ценового сегмента (от 1 млн рублей), способные конкурировать с зарубежными аналогами. «Недорогие катера могут делать в любом гараже», – поясняет Кожинов. Участники рынка отмечают, что новые катера «Спортсудпрома» незначительно дешевле зарубежных аналогов – примерно на 10%. При этом дистрибьюторы уверены, что отечественные катера должны стоить намного дешевле: ведь их не надо проводить через растаможку.
Большому кораблю
Эксперты называют «Спортсудпром» одним из крупнейших производителей страны. В «Астрон-Марин» (выпускает от 15–20 катеров в месяц) считают, что их компания занимает второе место после «Спортсудпрома». У «Спортсудпрома» теперь есть шанс увеличить свою долю на российском рынке катеров: спрос на отечественную продукцию, согласно статистическим данным, растет. В 2008 г. только 10% из зарегистрированных в Петербурге катеров были отечественного производства, в 2009 г. – уже 14%.
Цифры
$300 млн составил примерный объем рынка катеров в России в 2009 г. (по данным УК «Финнам»). По разным оценкам, в России покупается 5–8 тыс. катеров в год. ООО «Спортсудпром СПб» в 2009 г. произвело 500–600 судов (по данным компании). Оборот фирмы, под оценке участников рынка, в 2009 г. превысил 100 млн рублей.
www.spbgid.ru