Живите дети, но счастливее нас...
В Ереване открыли Ледовый дворец Ирины Родниной.
Когда, завершая показательные выступления юных армянских фигуристов, на арене появилась Ирина Роднина в спортивном костюме с надписью "Россия", зрительный зал грохнул овациями. Аплодировали все, от президента Республики Армения Сержа Саргсяна до мальчишек и девчонок, только что удивлялявших публику сложными прыжками, подскоками и вращениями.
Все были растроганы: и сама героиня торжества, трехкратная олимпийская чемпионка и десятикратная чемпионка мира, ее будущие питомцы, представители армянской политической, спортивной и культурной общественности, и, наконец, единственный спонсор этого события Сергей Амбарцумян, известный московский строитель и бизнесмен. Именно он построил новый Ледовый дворец для юных армянских фигуристов, выполнив обещание, данное два года назад Ирине Родниной и Сержу Саргсяну.
Вместе с коллегами я присутствовал при том, на первый взгляд, вполне шутливом и, казалось, необязательном разговоре, когда Ирина Константиновна выразила готовность принять участие в подготовке армянских фигуристов при условии, что в Ереване создадут для этого необходимую инфраструктуру. Она была создана в кратчайшие сроки. На открытии Ледового дворца Ирины Родниной (он называется именно так) было много импровизаций, даже Яну Чурикову уговорили экспромтом вести церемонию, что она сделала с присущим ей блеском.
Все, что происходило в Ереване в минувшую субботу, было не просто большой политикой, демонстрацией глубокой и искренней российско-армянской дружбы, полной эмоционального подъема и подлинной страсти. Юные армянские фигуристы с восторгом и обожанием смотрели на Ирину Роднину, великую спортсменку, которая будет их тренером. И я, глядя на них, вспомнил строки великого Ованеса Туманяна: "Живите,дети, но счастливее нас..."
В такие моменты с особой ясностью становятся понятны слова Виктора Гюго о том, что есть две высшие государственные должности - кормилица и школьный учитель. Надо понимать, что будущее наших стран во многом зависит от способности подрастающих поколений противостоять тем сложнейшим вызовам и угрозам, которые подстерегают человечество в ХХI веке. Человеческий капитал становится той высшей ценностью, которая в конечном счете будет определять состоятельность народов и государств. Не случайно сферы школьного и высшего образования стали ареной острейшей конкурентной борьбы. Всем развитым экономикам мира нужные новые поколения высококвалифицированных профессионалов. Именно поэтому американские и европейские университеты внимательно отслеживают выпускников школ в разных концах света, стараясь заполучить в число студентов наиболее талантливых и перспективных. Приверженность этой молодежи тем или иным ценностям в конечном счете является лишь побочным продуктом их обучения за рубежом. В ряде новых постсоветских стран, в Азербайджане и Казахстане, давно действуют государственные программы обучения за границей. В других странах, например в Армении, выпускники школ, молодые ученые едут за рубеж по различным американским и европейским программам.
Словом, важно понимать, что российские образовательные и научные программы на пространстве СНГ существуют вовсе не в вакууме, а в достаточно жесткой конкурентной ситуации. Делается немало. В этом году подписано новое российско-армянское соглашение о деятельности ереванского Славянского университета, реализация которого превратит его в вуз "третьего поколения", отвечающий всем мировым стандартам. Важнейшим событием в культурной и научной жизни республики стало открытие филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Учиться в нем хотят не только молодые люди из Армении, но и из соседних стран. При том, как справедливо отметил министр образования и науки Армении Армен Ашотян, одной из серьезнейших проблем является создание общего образовательного пространства формирующегося Евразийского экономического союза. Речь не идет о стандартизации содержания образования, прежде всего гуманитарного, но о структурном сопряжении национальных образовательных систем. По мнению экспертного сообщества, ЕАЭС довольно скоро придет к необходимости координировать национальные стратегии обучения молодежи. Открытые рынки труда для граждан нового экономического содружества неизбежно предопределят переток активной и профессионально состоятельной рабочей силы в страны, где для нее лучше перспективы. Безработица среди выпускников школ и вузов чревата самыми тяжелыми социальными последствиями.
Проблемы детей и молодежи, ее профессионального образования, человеческой состоятельности, адаптации к сложным современным социальным и экономическим обстоятельствам стали сферой глубокой озабоченности - и не только на территории постсоветских государств. Так, к примеру, Европейский союз уделяет особое внимание так называемому "структурному диалогу с молодежью", задачами которого является более активное вовлечение молодых людей в политическую и экономическую жизнь европейского сообщества, уже потому, что в некоторых странах безработица среди молодежи достигает 50% . А это влечет за собой естественную радикализацию настроений в среде активных граждан, которые, не находя применения в социуме, становятся участниками различных ультрареволюционных и террористических группировок. Не случайно в "Стратегии Европейского союза по борьбе с радикализацией и вербовкой террористов", принятой еще в 2005 году, как и в "Стратегии внутренней безопасности ЕС" (документ 2010 г.) особое место занимает работа в молодежной среде. В том числе в Интернете. И не надо думать, что все эти проблемы минуют Россию и страны постсоветского пространства. Их невозможно решать в одиночку.
Честно старался, чтобы мои невеселые размышления не испортили замечательного спортивного праздника. Думаю, что мне это удалось. Когда мы покидали новый Ледовый дворец Ирины Родниной, в нем громко играла веселая музыка и раздавались восторженные возгласы зрителей.