Новая арена ЦСКА: назад, к прямым углам

Новая арена ЦСКА: назад, к прямым углам 14.02.2011

Работы по строительству стадиона продолжаются, но когда он будет достроен, не знает даже Технический заказчик строительства.

Президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер давно и публично вынашивал идею строительства нового стадиона для клуба. Приходили и уходили инвесторы. Медленно и трудно согласовывались необходимые документы на выделение участка на Песчаной улице под строительство. Согласовывался и дорабатывался проект. Наконец все препоны вроде бы были преодолены, и стройка грянула. Одновременно грянул и мировой финансовый кризис, внеся свои коррективы во многие затратные и дорогостоящие проекты.

Владелец земельного участка, на котором возводился новый красавец-стадион, Министерство обороны, недовольное ходом работ, дало обратный ход и подало в Арбитражный суд Москвы иск о расторжении инвестиционного договора. Судебное решение по этому вопросу регулярно откладывается, заседания переносятся, строительство замерло на стадии выкопанного котлована. Причем МО продолжает утверждать, что стадион на месте разобранной устаревшей как морально, так и физически, арены будет построен при любом исходе судебной тяжбы, даже если строителем выступит не ПФК ЦСКА. Армейцы в свою очередь не оставляют намерений воплотить свой проект в жизнь, даже если придется подыскивать другое место для его размещения.

Проект этот действительно стоит того, чтобы быть построенным. По форме предполагаемый стадион отличается от большинства своих эллипсообразных собратьев четкими линиями прямоугольника. Прямоугольник лучше всего вписать в ограниченную площадь отведенного участка (всего 6,8 га) с минимальными потерями. Причем в каждый угол уместилось отдельное сооружение, не имеющее отношения к трибунам. Этими угловыми вкраплениями проектировщики (мастерская № 6 МНИИП «Моспроект-4») решили сразу две задачи. Во-первых, уничтожили «мертвую зону» по углам стадиона, а во-вторых, вписали в спортивное сооружение коммерческую составляющую. Поскольку современные реалии таковы, что об извлечении прибыли должен задумываться даже спорт высоких достижений, включение в силуэт стадиона площадей, способных эту самую прибыль приносить, смотрится нелишним и вполне уместным. Интересно, что соотношение спортивных построек и коммерческих объектов, по требованию инвесторов, в процентном отношении выражаются цифрой 50 на 50.

Изначально все четыре угловые постройки должны были возвышаться над общим планом стадиона, но, по настоянию мэра Москвы, три из них были упрятаны под общую с трибунами крышу. Осталась на виду только одна башня, придающая всему сооружению узнаваемый облик. Изначально она также проектировалась прямоугольной формы, но тот же московский мэр посчитал, что сооружение и без того перегружено прямыми линиями, что явно не добавляет стадиону изысканности и эстетики восприятия. В результате проект башни был переработан, и на свет появилась конструкция с выгнуто-вогнутыми стенами, так называемый усеченный гиперболический параболоид, или гипар. Одновременно с изменением формы проектировщики добились и сокращения пролетов пространственных конструкций, опирающихся на жесткие ядра угловых сооружений.

Коммерческие вкрапления в стадион будут предназначены для расположения в них офисов, апартаментов и комфортабельной гостиницы, что действительно удобно для команды-гостя ЦСКА. Причем открывающийся из окон вид на футбольное поле, по замыслу авторов проекта, станет дополнительным плюсом для размещения здесь кафе, студий, офисных переговорных с видами на поле. Самые дорогостоящие VIP-кабинеты предполагается разместить в стадионной башне, венчает которую гигантский футбольный мяч. В нем, кстати, планируется устроить престижный ресторан. Отель же построят наискосок от башни, в здании, примыкающем к полю с противоположной стороны. Дополнительным бонусом владельцам башенных офисов станут великолепные виды с высоты птичьего полета на Березовую рощу и активно хорошеющую Ходынку.

Чтобы отбрасываемая башней тень не мешала солнечному свету, в котором нуждается зеленый газон поля, она будет выполнена из прозрачных материалов. Этой же цели будут служить прозрачные козырьки, защищающие зрителей от непогоды. Вообще трава, культивируемая на футбольных полях, при всей своей выносливости, достаточно капризна. Она нуждается не только в солнечном свете, но и в постоянной циркуляции воздуха над поверхностью. Для этих целей проектируется специальная вентиляционная система. Кстати, для повышения жизнестойкости травяного газона планируется на нем выращивать конгломерат из капризных сортов трав, принятых в Европе, и отечественных неприхотливых образцов. Добавить к этому наличие синтетической нити, скрепляющей всю газонную инфраструктуру (по принципу, испробованному на стадионе «Локомотив»), и получим действительно отличный футбольный газон XXI века. Мало этого, проект стадиона предполагает вообще беспрецедентное для футбольных полей мира решение! Футбольное поле планируется… перестилать дважды в год. Ранней весной и поздней осенью будет закреплена искусственная трава, а в остальное время – прошитый синтетическими линиями натуральный газон. Именно эта живая трава станет небольшой компенсацией за Березовую рощу, которая пусть незначительно, но все же пострадает при строительстве. Дополнительно планируется озеленение площадей вокруг стадиона.

В настоящее время работы над доведением до ума проекта продолжаются с незатухающей энергией. НИиПИ Генплана г. Москвы решают вопросы, связанные с удобством путей подъезда-отъезда от стадиона, в том числе пробивки новых трасс от станций метро «Аэропорт» и «Полежаевская». Мастерская № 6 ГУП МНИИП «Моспроект-4» занята следующим этапом строительства – обустройством тренировочных полей и созданием комплекса детской футбольной школы. Отведенной территории для этих целей уже не хватает, поэтому и рассматривается вопрос о выводе располагающегося здесь склада горюче-смазочных материалов в другое место и выделения стадиону дополнительных площадей в 1,1 га.

По поводу внутреннего устройства стадиона ПФК ЦСКА также проявил изрядную фантазию и креатив. На одном из сайтов, где проводят время болельщики клуба, был проведен опрос на тему «Что бы вы хотели на новом стадионе?». Чаще всего встречались следующие пожелания:

  1. Обязательное наличие крыши над местами для болельщиков.
  2. Максимальное количество входов-выходов и широких проходов, как общих, так и между рядами, для скорости и удобства посещения матчей.
  3. Удобство болельщиков, включающее организацию работы недорогих буфетов, стюардов, туалетов и т.п.
  4. Изолированный сектор для болельщиков гостевой команды.
  5. Размещение музея достижений ЦСКА и магазина клубной атрибутики и сувениров.
  6. Удобная автомобильная автостоянка для транспортных средств болельщиков.
  7. Минимальное расстояние от кресел до футбольного поля, отсутствие беговых дорожек по принципу футбольных стадионов Англии.
  8. Наличие большого экрана для просмотра повторов острых моментов матча.
  9. Цветовое решение стадионных кресел в клубной гамме, т.е. в сине-красных тонах.
  10. Отсутствие, в крайнем случае, ограничение по численности, во время матча сотрудников милиции. Поддержание порядка возложить на стюардов.

Самое удивительное, что и проектировщики, и, главным образом, заказчики строительства постарались уже сейчас декларировать воплощение чаяний болельщиков в жизнь. Даже, казалось бы, таких невыполнимых, как отсутствие на стадионе милиционеров. ЦСКА планирует заменить стражей порядка сотрудниками частных агентств и стюардов. В целях поддержания дисциплины также планируется изолировать гостевой сектор и снабдить его отдельным входом. Поле также хотят максимально приблизить к глазам болельщиков. Расстояние от сердца футбольных баталий до центральных трибун составит 8,5 м, до боковых – 8 м. Разница между уровнем первого ряда и полем составит всего 40 см.

Музей спортивной славы ПФК ЦСКА, так же как и магазин клубной атрибутики, займет достойное место на стадионе, тем более многие болельщики видят в форме увенчанной футбольным мячом стадионной башни намек на завоеванный ЦСКА кубок УЕФА. Посетители стадиона, прибывшие на личном автотранспорте, смогут рассчитывать на паркинг, устроенный на охраняемой многоуровневой стоянке емкостью 1400 машиномест и площадью 26 100 кв.м. Кроме этого, авторы проекта предусмотрели разведение потоков служебного и частного транспорта по разным сторонам. Этой цели служит устройство над транспортными подъездами обширной платформы, на которую попадают болельщики стадиона.

Следует отметить, что возводимый стадион вполне соответствует современным требованиям, предъявляемым ФИФА к подобным сооружениям, и будет способен принимать международные матчи, что немаловажно, поскольку Россия будет принимать чемпионат мира по футболу 2018 г. Правда, финальные и полуфинальные матчи новой арене увидеть не суждено. Такие встречи предполагают наличие 50 000 и более зрительских мест, а вместимость стадиона ЦСКА составит 30 000 и не более – расширению мешает весьма ограниченное пространство.

Тем временем работы по строительству стадиона продолжаются. В августе прошлого года была осуществлена заливка фундамента. Техническим заказчиком строительства стадиона для футбольного клуба ЦСКА стала компания «Ингеоком», но даже она пока не может предположить, когда завершится строительство.

Источник: ctoday.ru


Личный кабинет
Логин:
Пароль:
Запомнить пароль
Подписка на рассылку новостей
Введите адрес электронной почты
Статистика
на   года на портале:
  • спортивных сооружений России: 1347
  • спортивных сооружений мира: 3042
  • нормативно-правовых документов: 1383
  • аналитических материалов: 113
  • книг, журналов и каталогов: 1053
  • технологий для спортивных сооружений: 80
Система Orphus На сайте работает система уведомления об ошибках. Если Вы обнаружили неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.