Курорты Северного Кавказа как альтернатива зарубежному горнолыжному отдыху
3 декабря, на всесезонном курорте «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике началась работа II форума СМИ СКФО, организованного Центром современной кавказской политики (ЦСКП «Кавказ») при поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в СКФО. Генеральным партнером мероприятия выступает ОАО «Курорты Северного Кавказа».
Участники мероприятия — ведущие эксперты в области туристического бизнеса, федеральные и региональные СМИ, представители Правительства Карачаево-Черкесии, посетили всесезонный туристический комплекс «Архыз», осмотрели объекты горнолыжной и туристической инфраструктуры курорта, а также приняли участие в круглом столе «Освещение ситуации на Северном Кавказе в российских СМИ: взгляд изнутри».
В ходе осмотра инфраструктуры курорта участникам II форума СМИ СКФО была продемонстрирована гондольная канатная дорога, поднимающая туристов на высоту 2400 метров, а также работа системы искусственного снегообразования из 100 снежных ружей и пушек, уже построенной ОАО «КСК» и запущенной в эксплуатацию.
Модератором первого круглого стола форума выступил директор «Высшей горной школы» Алексей Овчинников. По его словам, государством поставлена задача по созданию на Северном Кавказе горнолыжной инфраструктуры мирового уровня, решением которой активно занимается ОАО «Курорты Северного Кавказа». При этом, по мнению Овчинникова, компанией выбран грамотный вектор развития, предполагающий круглогодичное функционирование горных курортов. В частности, курорт «Архыз» в рамках летней программы посетили свыше 50 тыс. гостей, а предстоящей зимой на курорте ожидают потока посетителей на уровне 100 тыс. человек.
В то же время, потенциал в области привлечения любителей горных видов активностей на Кавказ далеко не исчерпан. Так, по оценкам «Высшей горной школы», в России сегодня насчитывается около 4 млн. поклонников гор, из которых более 1 млн. регулярно занимается спортом и активным отдыхом в горах. По этому показателю Россия хоть и уступает европейским странам, но наблюдается положительная динамика. Чтобы привлечь широкие массы в ряды горнолыжников и сноубордистов, по словам Овчинникова, необходимо решить комплекс задач — от создания инфраструктуры и развития кадрового потенциала до повышения эффективности служб спасения в горах. Так, по словам эксперта, одной из интересных идей по развитию инфраструктуры может стать проект «Большая кавказская тропа» — маршрут, который, по замыслу инициаторов, соединит между собой горные курорты от Махачкалы до Сочи.
Участники круглого стола также акцентировали внимание на том, что «изюминкой» Северного Кавказа является местная архитектура и ее знаковый элемент — национальные башни. Данная привлекательная особенность региона заложена, например, в архитектурной концепции создания всесезонного курорта «Ведучи» в Чеченской Республике.
По мнению другого эксперта, директора выставки «Лыжный салон» Анастасии Парафило, все большую значимость для горнолыжных центров приобретают маркетинг и реклама как базовые инструменты продвижения услуг. Согласно данным аналитического центра МОСКИТ, приведенным Парафило, в 2009 году горнолыжных центров в нашей стране насчитывалось всего около 100, тогда как по состоянию на 2012 год их количество превысило уже 200. По оценке экспертов, если в 2011 году центры насчитали порядка 3,5 млн. посещений, то в 2012 году данный показатель приблизился к 4 млн. «Скорее всего, посещений будет еще больше в текущей ситуации», — пояснила эксперт. В то же время, как отметил главный редактор федерального горнолыжного портала Ski.ru Юлий Орлов, главным инструментом маркетинга горнолыжных курортов должен стать так называемый «маркетинг из уст в уста», активная пропаганда здорового образа жизни. «Нужно выходить на склоны, кататься, получать удовольствие и рассказывать об этом другим», — подчеркнул он.
Несмотря на падение курса национальной валюты и другие экономические и политические явления, неблагоприятно влияющие на туриндустрию, в настоящее время можно говорить лишь о кризисе, но никак не о катастрофе в отрасли, — в этом мнении сошлись все участники круглого стола. «Те, кто катается на лыжах или сноуборде, все равно поедут в горы. При этом для внутреннего рынка появляются возможности закрепиться в этом пространстве», — отметил Юлий Орлов.
«Карачаево-Черкесской Республике повезло: мы находимся в очень выгодном положении — у нас уже есть курорты Домбай и Архыз», — отметил директор информационного холдинга «КЧР Медиа» Станислав Беляков. «Туристы едут к нам в связи с тем, что у нас безопасно; они пользуются услугами турагентств. Большую роль сыграло развитие курорта «Архыз», которое приводит к повышению качества туристического сервиса во всей республике». Кроме того, по словам Белякова, успеху «Архыза» способствует качественно реализуемая PR-кампания.
В этом направлении активно работает ОАО «КСК» как управляющая компания курорта: к прошлому зимнему и летнему сезону были разработаны узнаваемые бренды Архыз Ski и Архыз Park соответственно, ближайшей зимой туристов встретит обновленный фирменный стиль курорта. Повышению популярности курорта способствует и его позиционирование в качестве площадки для проведения деловых, спортивных и развлекательных мероприятий.
«Туристическая тематика является для нашего журнала одной из главных. Однако есть одна проблема. В том, что Кавказ очень привлекателен в развитии туризма, мы убеждаем больше самих себя, а нужно убеждать самую широкую аудиторию», — заявил Максим Федоров, главный редактор журнала «Вестник Северный Кавказ». На его взгляд, стоит объединить усилия в формировании информационной повестки дня, которая бы шла на пользу развитию туристического кластера.
Конкуренция является благом для работы как курорта, так и средств массовой информации, — в этом мнении сошлись участники обсуждения. Сегодня на Северном Кавказе представлено огромное количество государственных и независимых СМИ, работа которых является драйвером движения отрасли вперед и достижения новых профессиональных высот. При этом главным успехом последних трех лет участники форума назвали улучшение образа Северного Кавказа в федеральной информационной повестке.