Копыл: Трансстрою нужно выполнить контракт по "Зенит-Арене" за 2 года
Компания "Трансстрой" выиграла конкурс на достройку самого громкого спортивного объекта последней пятилетки – стадиона "Зенит-Арена".
В среду Комитет по строительству Санкт-Петербурга официально подписал контракт на завершение строительства стадиона.
Директор по проектированию и инженерной подготовке "Зенит-Арены" Сергей Копыл в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" рассказал о ходе строительства стадиона, а также в целом оценил подготовку инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года.
"Монтаж крыши начнем в феврале"
- В связи с процедурой конкурса и новым контрактом изменились ли сроки ввода стадиона в эксплуатацию? Это по-прежнему конец 2015-го - начало 2016 года?
- Сроки окончания строительства и ввода в эксплуатацию не изменились. До конца 2015 года мы должны завершить основные общестроительные работы, фактически сделать все, кроме благоустройства территории и пуско-наладки оборудования.
Эти работы вынесены в отдельный лот, конкурс по которому будет проведен, предположительно, в следующем году. Контракт, по которому мы сейчас начинаем работать, рассчитан на два года.
Я могу говорить о том, что как генподрядчик мы готовы выполнить возложенные на нас контрактные обязательства.
- Можете сейчас рассказать о важнейших вехах достройки? В частности, о дате монтажа крыши, дате завершения монолитных работ чаши и так далее.
- Согласно разработанному графику, основные работы по устройству монолитных железобетонных конструкций чаши стадиона на всех секторах планируем закончить к концу марта 2014 года.
Монтаж крыши уже начат, еще в августе началась установка пилонов, которая сейчас продолжается.
Мы готовимся к тому, чтобы в феврале 2014 года начать монтаж стационарной части крыши, который будет продолжаться до середины 2015 года, после чего приступим к монтажу раздвижной части.
К монтажу выкатного поля планируем приступить в 2014 году.
- Работать придется в авральном режиме? Вы увеличите количество рабочих на объекте?
- Работать планируем согласно графику. Количество рабочих на объекте увеличится с февраля, когда мы приступим к монтажу крыши и перегородок в подтрибунных помещениях. К работающим сегодня 1300 людям добавится еще примерно 200–300.
"Готовы строить стадионы и в будущем"
- Не так давно власти Санкт-Петербурга объявили о борьбе за Олимпиаду 2024 года. В теории на "Зенит-Арене" в будущем можно как-либо разместить беговые дорожки? Или для Олимпиады придется строить или реконструировать другой стадион?
- "Зенит-Арена" - многофункциональная спортивная площадка, где можно проводить не только футбольные матчи, но и теннисные турниры, соревнования по волейболу и баскетболу, концерты, выставки, конференции и другие мероприятия.
Но беговых дорожек на нем не предусмотрено сознательно – для того, чтобы максимально приблизить зрителей к игровому полю и обеспечить лучший обзор, это распространенная во всем мире практика.
Возможно, в будущем вопрос с беговыми дорожками в случае возникновения необходимости в них будет решаться, но пока мы его не прорабатывали, поскольку такой задачи не стояло.
- Как считаете, выгодным или невыгодным с финансовой и в первую очередь информационной точки зрения получается весь этот проект для "Трансстроя"?
- Говоря о стадионе, мы никогда не скрывали, что этот проект не был для нас прибыльным, несмотря на свою цену. Причины, по которым он дорожал, озвучивались не раз – это неоднократное перепроектирование, в том числе из-за изменения его назначения, и первоначальная неверная оценка стоимости проекта. Все это не могло не найти своего отражения в СМИ.
При этом отмечу, что в последнее время люди стали лучше понимать, что за объект мы строим, почему его не стоит сравнивать со среднестатистическим стадионом, и почему сроки сдачи переносились.
- Ваша компания готова в будущем браться за подобные объекты?
- Конечно, нам интересно продолжить развивать направление строительства объектов спортивной инфраструктуры, которое мы ведем далеко не первый год. У нас есть опыт строительства не только самого технически сложного и крупнейшего в России нового футбольного стадиона, но и ряда других спортивных объектов.
Например, "Трансстрой" строил и проводил реконструкцию Центральной базы конькобежного спорта в Коломне, где за шесть лет эксплуатации установлено семь рекордов чемпионата Европы.
Стадионное строительство является для нас и исторической сферой компетенций - при участии нашего института ЦНИИС проектировалась Большая спортивная арена "Лужники". В то же время, сейчас мы не ставим перед собой задачи взять любой подряд любой ценой.
У нас есть выбор, который определяется прибыльностью, сроками, условиями конкретного проекта, чтобы иметь возможность гарантировать выполнение контрактных обязательств качественно и в срок.
"Зенит-Арена" будет готова служить минимум 50 лет
- На данный момент в России возводятся еще несколько стадионов – в Москве ("Спартак", ЦСКА, "Динамо"), Краснодаре, Сочи. С вашей точки зрения, насколько проще построить данные арены? Только ли из-за раздвижной крыши?
- Очевидно, что все эти арены меньше, а некоторые - более чем в два раза. Тот же стадион ЦСКА рассчитан на 30 тысяч посадочных мест, а новый стадион "Краснодара" - на 35 тысяч.
Помимо раздвижной крыши, у "Зенит-Арены" будет выкатное поле, которым могут похвастаться только четыре стадиона в мире – о России здесь даже речи не идет.
Кроме того, наш стадион имеет в своей основе железобетонную конструкцию, а не более распространенную и менее дорогую из металла.
Количество времени и объемы бетона, необходимые для его возведения, безусловно, велики. Но мы можем говорить о том, что строим спортивное сооружение высочайшей надежности, которое может прослужить как минимум 50 лет.
Вообще "Зенит-Арену" было бы корректнее сравнивать не с российскими стадионами, а с сопоставимыми технически и по масштабам мировыми аналогами – "Уэмбли" или "AT&T-стэдиум" в Далласе.
- В обозримом будущем в стране может появиться стадион, технически похожий на "Зенит-Арену"? Как думаете, вообще целесообразно строить подобный стадион где-либо не в Санкт-Петербурге?
- Каждый город с сильной командой заслуживает того, чтобы иметь у себя современный качественный стадион, вопрос только в масштабе строения и техническом наполнении.
Сейчас мы находимся на этапе качественного рывка в развитии футбольной инфраструктуры. Практически все клубы, играющие в российской премьер-лиге, в ближайшие годы получат возможность выступать на стадионах, отвечающим высоким международным нормам. Происходит это в основном благодаря программе подготовки к ЧМ-2018.
Возможно, не в самые ближайшие годы, но в обозримом будущем уровень игры некоторых клубов и поддержки среди болельщиков будет столь высок, что возникнет необходимость в соответствующем стадионе.
Еще десять лет назад мало кто верил, что "Зенит" будет регулярно выступать в еврокубках и переедет на один из лучших в мире стадионов. И этот пример прекрасно иллюстрирует то, как могут развиваться события.
За "Лужники" волноваться рано
- В преддверии ЧМ-2018 стадионы будут построены еще в шести городах. На ваш взгляд, какой из проектов наиболее интересен с технической точки зрения? Могут возникнуть сложности во время их строительства?
- Практически все перечисленные объекты, за исключением стадионов в Саранске и Калининграде, проектировались ведущими мировыми архитектурными бюро, что уже характеризует амбициозность этих проектов. Каждый из них имеет свои особенности и сложности.
Например, в Калининграде стадион будет разборным и состоящим из пяти независимых частей – футбольной и четырех башен, отданных разным видам спорта, что является разумным решением для города, где футбол не пользуется бешеной популярностью, как это происходит в Петербурге или Краснодаре.
В Ростове-на-Дону стадион будет строиться на намывной территории, что приводит к дополнительным затратам.
В Самаре, например, в свое время было принято решение отказаться от строительства на пересечении рек Волга и Самара как раз по этой причине.
В любом случае застройщики перечисленных объектов обладают большим преимуществом – у них есть больше времени, чем у строителей стадионов в Казани, Сочи, Москве и Петербурге, которые должны быть сданы на год раньше - в 2016 году, поскольку в 2017 году на них должен пройти Кубок конфедераций.
- У отечественных компаний очень мало опыта по строительству подобных объектов. Это станет проблемой?
- Говорить о том, что у компаний-генподрядчиков строительства нет соответствующего опыта не совсем верно. За их плечами то или иное количество инфраструктурных объектов.
Как я уже говорил, стадион в Петербурге – один из десятков реализованных "Трансстроем" проектов и далеко не первый в области спорта. Компания "СпортИнжиниринг", занимающаяся проектированием большей части проектов к ЧМ-2018, тоже не новичок на этом рынке.
Преимущество наших иностранных коллег – опыт строительства масштабных спортивных объектов, который в нашей стране последние 30 лет было бы получить непросто.
Мы это понимаем, поэтому и привлекаем к реализации проектов инженеров из Германии, Австрии, Франции, Канады. Сейчас с нами работает около двух десятков иностранных специалистов.
- Как думаете, насколько целесообразно проводить реконструкцию стадиона "Центральный" в Екатеринбурге? Можно уложиться в срок, учитывая такое количество проблем?
- Судя по тому, что решением сложившейся ситуации уже занялись на самом высоком уровне, и на днях был представлен проект реконструкции "Центрального", где четко обозначены зоны охраны, ситуация находится под контролем.
Проводить реконструкцию или строить с нуля – вопрос, который должны решать жители и представители местных властей. Судя по тому, что вариант с реконструкцией по-прежнему является рабочим, на то есть свои основания.
- Реконструкция "Лужников" по-прежнему не началась. Как вы считаете как эксперт, стоит ли уже начинать волноваться за сроки ввода в эксплуатацию главной арены ЧМ-2018, которая, по идее, должна быть готова к Кубку конфедераций-2017?
- Учитывая, что проект реконструкции уже одобрен ФИФА, а проектировщик и генподрядчик должны быть выбраны до конца этого года, на реализацию проекта еще есть 2,5-3 года. Этого времени должно быть достаточно, если в процессе не возникнет вновь выявленных обстоятельств, пока нет видимых причин волноваться.