Новый сезон в российском чемпионате "Зенит" начнет на новом газоне стадиона "Петровский"
Проект-менеджер обновления зенитовского поля ирландец Ричард Хэйден рассказал об уникальности проекта газона на арене "сине-бело-голубых", об отношении к искусственным полям и о том, что даже в России в феврале газон может быть идеальным.
- Ричард, является ли газон, который вы вместе со словацкой фирмой-подрядчиком делаете на стадионе "Петровский", уникальным для России или даже в мировой практике?
- Да, это газон уникален. Мы укладываем его по технологии, которая разрабатывалась на протяжении почти 30 лет, а наше сотрудничество со словацкими коллегами позволило нам сделать шаг вперед в этом направлении. В том числе с помощью того оборудования, которые мы здесь используем, нам удалось улучшить технологию. Таким образом, поле, которое получит в свое распоряжение петербургский "Зенит", станет первым в мире подобным газоном. В нем будет впервые применена технология fiber-sand. Синтетические волокна будут вплетены в смесь торфа и песка, которые станут последним слоем перед засевом. Таким образом, корни травы будут лучше укреплены. Да, мы недавно сделали газоны для шести стадионов в Бразилии, которые примут чемпионат мира с применением аналогичной технологии, но перед стартом работ в Петербурге, мы вновь улучшили эту технологию, разработанную с учетом климатических особенностей, а что самое главное для России - степени загруженности поля.
Сейчас в России поля в основном сделаны по двум или трем стандартам, которые были определены еще в Советскую эпоху, в 70-х. Но время не стоит на месте - меняется футбол, а соответственно - требования игроков, тренеров к современному газону. Мы стараемся изменить подход к футбольному полю, который есть в России. Это серьезный вызов, но я уверен, что мы справимся.
- Вы упомянули погодные условия. На самом деле это главное оправдание, которое используют в России для плохих полей...
- Есть одна особенность в тех технологиях, которые мы сейчас используем: создавая поле, мы стараемся создать свой собственный климат. Это отлично сработало на Украине, когда мы делали поля к Евро-2012. Когда я впервые приехал на Украину, про меня говорили, что я сумасшедший ирландец, который не представляет себе, что такое минус тридцать градусов на улице. Все считали, что я ударю в грязь лицом, но в итоге мы сделали два поля, которые были лучшими на чемпионате Европы.
Украина в плане полей в целом смотрелась на порядок лучше, чем Польша. Я не слышал ни одного плохого отзыва про украинские поля. Все ждали, что Украина провалится, но этого не произошло.
- То есть, вы хотите сказать, что отличное поле на "Петровском" в феврале - это реально?
- Поймите, как выглядит поле на картинке, - дело третье. Главное, насколько на нем можно играть в футбол. Второе - насколько безопасно поле для игроков, а уже только потом важно как оно выглядит. Реально ли здесь играть в футбол на хорошем поле в феврале? Да. Реально ли перед этим провести десять тренировок на этом газоне? Нет.
Очень важно, чтобы все участники процесса понимали свою роль и свою ответственность тогда, когда дело касается футбольного поля. Поле - живой организм, который живет и дышит внутри стадиона. Поле - это как я и вы - оно может даже испытывать стресс. Можете верить в это или нет. Очень важно, как и в каком объеме это поле используется. Мы уверены в своих силах, понимая, что будет с полем зимой.
Приведу вам один пример. Мы сделали газон для харьковского "Металлиста". Они открыли его в феврале и крикнули: "Вау! Какое великолепное зеленое поле! Давайте на нем тренироваться!". Я пытался лечь костьми на это поле, чтобы не допустить этого. Но это было все равно, что лечь на железную дорогу, пытаясь остановить надвигающийся поезд. Я практически ничего не мог поделать. Конечно, поле испортили.
- Сколько всего газонов на вашем счету?
- Газон "Петровского" станет 187-м полем, которое я сделал за свою карьеру примерно в 45 странах. Я не думаю, что чей-то опыт на сегодняшний день может сравниться с моим. Поймите, любой наш клиент - это не просто клиент. Это наш партнер. Мы все должны делать вместе. Я знаю, что, например, поле на стадионе "Локомотив" в Москве делает другая компания. У кого получится лучше, покажет только время. Хотя, я не скрываю, что рассматриваю поле стадиона "Петровский", как первую ступень к тому, чтобы делать поля для российских стадионов к чемпионату мира-2018 года.
- Правильно ли я понимаю, что испортить поле очень легко? И соответственно роль людей, так называемых "гринкиперов", которые ухаживают за газоном, очень велика?
- В моей практике были случаи, когда я уходил со стадиона в пятницу вечером, оставляя идеальный газон. Но в воскресенье мне звонили и говорили, что поле мертво.
- Можно ли научить российских агрономов правильно ухаживать за полем?
- Безусловно! Русские - одним из самых умных, образованных и заинтересованных в итоговом успехе людей, которых я когда-либо встречал. Поймите, это будет российский чемпионат мира, а не ирландский или словацкий. Мы здесь для того, чтобы обучить россиян, чтобы поделиться опытом, чтобы работать вместе. Я абсолютно открыт к общению. Репутацию в футбольном мире я уже себе заработал. Мне нет смысла прятать свои идеи. Да, есть вещи, над которыми я пока работаю.
Например то, как провести чемпионат мира в Катаре. Я разрабатываю технологию, благодаря которой мы сможем вырастить траву посередине лета, в жару, и при этом свести к минимуму ощущение жары у футболистов. Экстремальные условия работы меня всегда привлекали. Это вызов для меня.
- Как человека, который вырастил более 180 газонов, вас не расстраивает тот факт, что люди (в частности - в России) идут по легкому пути и просто-напросто отдают предпочтение искусственному газону?
- Нет, нисколько. Искусственные поля будут всегда, но на данный момент футболисты единогласно за натуральный газон. Моя задача, как посла естественных полей, как человека, который построил на этом карьеру, сделать газон как можно лучше. Думаю, что со временем проблема наличия хорошего искусственного поля выйдет на первый план. Каждый тренировочный центр просто обязан иметь хотя бы одно поле с искусственным покрытием. Это важно для развития игры. Но повторю, что на данный момент все игроки своими ногами голосуют за естественное покрытие. Изменится ли ситуация через 20 лет? Не знаю.
- Технологии не стоят на месте. Сможет ли на ваш взгляд искусственная трава когда-нибудь сравняться по своим характеристикам с натуральной?
- Есть одна интересная вещь. Да, искусственные поля занимают очень большую долю рынка сейчас. Но скажите, сильно ли изменились эти поля за последние пять лет? Нет. Само развитие искусственных полей сейчас не на том уровне, на котором должно быть, не проводится достаточное количество исследований, и это разочаровывает. Я бы все-таки сказал, что рынок искусственных полей переживает некоторую стагнацию.
- Если говорить уже о сделанных газонах, то каким вы гордитесь больше всего?
- Безусловно, это поле в Харькове. Все думали, что у нас ничего не получится. Но во время Евро-2012 все могли убедиться, насколько оно было идеальным. И это при том, что нам пришлось его восстанавливать после того, как его испортили в феврале.
- Какое место в вашей карьере занимает проект газона "Петровского"?
- Чемпионат мира в ЮАР был для меня большим вызовом, поскольку я постоянно находился под вниманием прессы, которая ждала того, что я не справлюсь. Так что давление было велико. Здесь я под не меньшим давлением. Газон для "Зенита" - не меньший вызов. Если вы спросите, является ли поле "Петровского" самым важным моим проектом в моем портфолио, то я скажу, что да. У нас будет всего примерно семь недель с момента посева до первой игры. Это маленький срок, но я уверен, что к первой игре газон будет готов. Дальше он будет становиться лучше от игры к игре.