Компания Магомеда Билалова отстранена от строительства сочинской «Горной карусели»
Возможность завозить на олимпийскую стройку материалы вертолетами, о которой в интервью «Ведомостям» рассказывал брат Магомеда — Ахмед, не помогла компании удержаться в графике.
О том, что «Развитие курортов» (до мая — «НББ-девелопмент») Билалова больше не выполняет функции девелопера и технического заказчика по проекту «Горная карусель», рассказали несколько человек в компании и федеральных чиновников. Контракт «Развития курортов» с инвестором проекта — ОАО «Красная Поляна», контрольный пакет которого принадлежит Сбербанку, истек в июне и не был продлен, отмечает один из собеседников «Ведомостей». Сотрудник пресс-службы «Красной Поляны» подтвердил это.
«Горная карусель» — один из трех крупнейших горнолыжных курортов, строящихся в Сочи (см.врез). К 2014 г. он должен включать два трамплина, на которых пройдут олимпийские соревнования.
В 2008 г., когда Сочи начал готовиться к Олимпиаде, контрольный пакет «Красной Поляны» принадлежал структурам Магомеда Билалова. (Реальным бенефициаром многие участники строительного рынка и чиновники называли его старшего брата Ахмеда Билалова, в 2007-2011 гг. депутата заксобрания Краснодарского края, а затем сенатора, но представитель Билалова-старшего это опровергает.) У Сбербанка было 25%, но в апреле стало известно, что он выкупает допэмиссию акций «Красной Поляны» почти на 9 млрд руб. В результате его доля в компании выросла до контрольной (50,03%), а доля Билалова и его ZeelandDevelopmentCorp. сократилась до 41,2%.
Получение Сбербанком контроля над «Красной Поляной» и отстранение «Развития курортов» — звенья одной цепи, утверждают федеральные чиновники, близкие к олимпийскому проекту. Госбанк вошел в проект, когда стало понятно, что «Красная Поляна» и «Развитие курортов» срывают сроки строительства горнолыжных трамплинов, отмечают они.
Сдать их планировалось в декабре 2011 г., но теперь сроки сместились на декабрь 2013 г., вплотную к началу Олимпиады, признает один из собеседников «Ведомостей»: соревнования пройдут в феврале 2014 г. Сами трамплины построены, приняты Международной федерацией по прыжкам с трамплинов, на них уже прошли два тестовых соревнования, а на завтра запланированы еще одни, продолжает другой чиновник: «Проблема в сопутствующей инфраструктуре — нет нужных дорог, судебной вышки, постоянных трибун, подсобных помещений и т.д. В результате все это выглядит как большая стройка, хотя соревнования и идут».
Конкретных претензий к работе «НББ-девелопмента» Сбербанк не выдвигал и официально причину непродления контракта не объяснил, говорит топ-менеджер «Развития курортов». С Магомедом Билаловым вчера связаться не удалось, но близкий к нему человек считает претензии чиновников несостоятельными. Сопутствующую инфраструктуру должна была строить госкорпорация «Олимпстрой», а «Красная Поляна» не подписывалась под этими обязательствами и, когда ей выдвинули требования, увеличивающие стоимость проекта примерно на 10 млрд руб., не смогла этого сделать, объясняет он.
Инвестиции в проект изначально оценивались в 16 млрд руб. (из них 12 млрд — кредит ВЭБа), но в ходе строительства он подорожал до 25 млрд. Ахмед Билалов объяснял это тем, что «Олимпстрой» не подвел в установленные сроки инфраструктуру (прежде всего дорожную), поэтому компании приходилось перебрасывать стройматериалы по воздуху, что значительно дороже.
Связаться с представителем «Олимпстроя» вчера вечером не удалось. Кто должен был строить сопутствующую инфраструктуру, должно быть прописано в соглашении между ним и «Красной Поляной» о строительстве трамплинов, но госкорпорация подобные документы не публикует.
В пресс-службе Сбербанка вчера не комментировали ситуацию. Но близкий к проекту «Горная карусель» человек утверждает, что «Красная Поляна» сама будет реализовывать функции генподрядчика. Такое решение принял Сбербанк, знает он: «Штат “Красной Поляны” быстро расширили, причем несколько десятков человек переманили у “Развития курортов”. Все управление идет через Сочи, тогда как “НББ-девелопмент” работал из Москвы». Гендиректор «Красной Поляны» Сергей Цыбин от комментариев отказался.
Ситуация с трамплинами — иллюстрация всех проблем олимпийского проекта, считает сотрудник Счетной палаты: «Не было четких планов, что нужно строить и каким образом, все это почти по всем крупным объектам определялось в процессе строительства». Угрозы срыва олимпийских соревнований нет, успокаивает он: «Сами трамплины готовы, а оставшуюся инфраструктуру реально достроить за год».