Turf Education 2012
6 ноября в Best Western Vega прошла конференция TURF Education 2012, посвященная инженерии и управлению спортивными объектами. На конференции встретились профессионалы индустрии - менеджеры спортивных площадок, девелоперы, грипкиперы и смотрители арен.
6 ноября в Best Western Vega прошла конференция TURF Education 2012, посвященная инженерии и управлению спортивными объектами. На конференции встретились профессионалы индустрии - менеджеры спортивных площадок, девелоперы, грипкиперы и смотрители арен.
Основная цель мероприятия - подготовка российских специалистов к Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 и другим турнирам мирового значения. Доклады спикеров охватили широкий спектр вопросов: начиная от тенденций развития стадионов и заканчивая созданием полей с натуральным газоном в условиях российского климата. Первым выступал один из организаторов конференции - директор ЕНГО Груп (ENGO Group) - Норберт Затько. Норберт рассказал о проектах ENGO Group на территории России и Украины и огромном потенциале российского рынка спортивных объектов.
Доклад следующего спикера - представителя компании STRI Limited - Ричарда Гиббса - непосредственно затрагивал тему обслуживания футбольных полей. Ричард представил подход UDEM - с 4-мя ключевыми этапами: подготовкой, планированием, проектированием и управлением стадионом. Он сделал акцент на том, что разрабатывая покрытия, стоит обязательно учитывать следующие факторы:
Материалы для строительства поля;
Климат (температура, влажность и т.д.);
Тенеобразование и общий уровень освещения.
Кроме того, Ричард подчеркнул, что важной характеристикой поля является его стабильность и напомнил, что около 90% игры обычно разворачивается на 30% поля, в связи с чем возрастает важность борьбы с деструктивными последствиями игр.
Ричард отметил, что правильно пользуясь инструментами искусственного освещения и подогрева, траву можно выращивать и при отрицательных температурах (при - 27 зимой!)
Степан Светанков, отдел корпоративных финансов KPMG, рассказывал о тенденциях развития стадионов и об их коммерческих перспективах. Степан выделил 2 основные тенденции: многоцелевое использование стадионов и использование стадионов внутри многофункциональных комплексов.
В рассказе об источниках финансирования строительства Степан упомянул набирающую популярность схему государственно-частного партнерства, которая минимизирует риски инвесторов и гарантирует государству получение спортивного объекта. Господин Светанков категоризировал стадионы в зависимости от их вместительности, выделив очень большие (60-80 тысяч человек), большие (40-60 тысяч человек) и средние (20-40 тысяч человек). При этом, он заметил, что чем больше стадион - тем выше расходы на его строительство (у среднего стадиона - это 2 тысячи евро за место, а у большого - до 9 тысяч евро). Светанков рассмотрел проекты новых российских стадионов и оценил их окупаемость, а также перспективы вхождения России в "большую футбольную пятерку". Было высказано предположение о том, что в нашей стране должна увеличиваться посещаемость матчей, но даже при ее потенциальном росте 6 новым стадионам придется сокращать свою вместительность после окончания Чемпионата Мира 2018.
Панельная дискуссия, модератором которого стала Александра Савраева, директор по развитию журнала «Спорт Бизнес Консалтинг» с директорами украинских стадионов была посвящена результатам функционирования стадионов во время Евро-2012. Владимир Генинсон (НСК "Олимпийский", Киев), Александр Атаманенко ("Донбасс Арена", Донецк), Сергей Волик ("Металлист", Харьков) и Алексей Жуковин ("Арена Львов", Львов) поделились опытом приема крупного спортивного мероприятия и признались, что их финансовые притязания пока связаны лишь с операционной безубыточностью стадионов.
Владимир Генинсон и Александр Атаманенко раскрыли секрет своей летней кадровой политики по управлению футбольным полем - перед Евро 2012 им пришлось отдать свои арены в руки пятикурсников сельскохозяйственной академии. Сейчас бывшие студенты официально работают как гринкиперы.
На текущий момент все директоры считают наиболее эффективным путь многоцелевого использования объектов (например, "Олимпийский" за 14 дней смог принять 2 футбольных матча, а также концерт RHCP и Мадонны). Помимо этого, львиная доля доходов приходится на продажу VIP-лож, которые пользуются бешеной популярностью ("Донбасс Арена" зарабатывает на одной ложе $100 тысяч в год), в связи с чем стадионы производят небольшую реорганизацию - создавая дополнительные VIP-ложи за счет демонтажа панорамных студий (после окончания чемпионата Европы необходимость в них отпала).
Все менеджеры пришли к выводу, что для эффективного функционирования стадиона нужна команда профессионалов, при чем это касается как топ-менеджмента, так и рядовых сотрудников. В рамках подготовки к Евро 2012 была проведена большая работа с охранниками и секьюрити на стадионах - их учили улыбаться и деликатно вести себя с посетителями.
Далее Питер Маккена продолжил тему многофункциональных стадионов, рассказав кейс стадиона Croke Park в Дублине. Croke Park - четвертый по вместительности стадион в Европе, который гордится своим огромным полем, музеем и комплексом с отелем и конференц-залами, которые приносят прибыль каждый день. Croke Park может стать примером эффективности спортивного объекта.
Конференцию завершал Ричард Гиббс, который рассуждал о Чемпионате Мира 2014 в Бразилии как об одном из тех мероприятий, которые откровенно бросают тебе вызов. В Бразилии строится 12 новых стадионов, которые расположены в 4 разных климатических зонах, соответственно, профайлы объектов и подход к строительству будет разным для каждой арены. Ричард сравнил Бразилию с Россией и предположил, что мы тоже столкнемся с необходимостью использовать различные инструменты для строительства наших стадионов.