Шестилетнее строительство стадиона для «Зенита» остановлено.
Строительство стадиона для футбольного клуба «Зенит», которое длится с 2006 г., остановлено. После смены губернатора Петербурга город прекратил выделять средства на строительство, говорит генподрядчик. Власти Петербурга отрицают эту информацию. Тем временем проект может подорожать еще раз - на сей раз до 44 млрд руб.
После смены в сентябре 2011 г. губернатора Петербурга с Валентины Матвиенко на Георгия Полтавченко финансирование стадиона для ФК «Зенит» на Крестовском острове практически полностью остановлено. Об этом «Ведомостям» рассказал Игорь Панкин, гендиректор проектно-строительной компании «Трансстрой» (генподрядчик проекта). Как он пояснил, механизм принятия решений в городе пока не отработан. Строительные работы на стадионе сейчас не ведутся, так как новый проект не утвержден, подтверждает представитель ФК «Зенит» Дмитрий Циммерман. Председатель комитета по строительству Петербурга Вячеслав Семененко отрицает тот факт, что после прихода Полтавченко остановлено финансирование строительства. Но сколько средств было перечислено «Трансстрою», пресс-служба комитета комментировать отказалась.
Новый стадион должен стать не только домашней ареной для «Зенита». На нем будут проводиться от двух до семи матчей группового этапа и один из полуфиналов чемпионата мира по футболу в 2018 г., говорил в январе министр спорта Виталий Мутко. Это сооружение - не просто спортивная арена, добавляет Панкин. Это многофункциональный комплекс площадью 280 000 кв. м, на 55 000 кв. м из которых будут расположены коммерческие помещения под магазины, офисы, рестораны. Вместимость стадиона составляет 68 000 человек.
Строительство стадиона ведется с 2006 г. Тогда его стоимость составляла 6,9 млрд руб., стройку начинала компания «Авант». Планировалось завершить проект к 2008 г. Но как раз к этому сроку городское правительство приняло решение добавить в конструкцию трансформирующуюся крышу и выдвижное футбольное поле, чтобы проводить на стадионе концерты. Это увеличило заявленную ранее цену до 23,7 млрд руб. Повторный конкурс выиграла компания «Трансстрой», которая пообещала достроить стадион за 13,02 млрд руб. Последняя стоимость проекта составляла 33,1 млрд руб. Теперь Панкин оценивает ее уже примерно в 44 млрд руб., освоено на сегодняшний день 5,2 млрд руб.
В марте пресс-служба комитета по строительству утверждала, что на строительство стадиона город потратил 13,9 млрд руб. В бюджете Петербурга на эти цели в 2012 г. заложили 4,6 млрд руб., в 2013 г. - 10 млрд руб., указано на сайте городского комитета финансов. В прошлом году лимит на финансирование строительства сооружения составлял 5,4 млрд руб.
По данным комитета по строительству, 21 мая Главгосэкспертиза России по технической части проекта дала положительное заключение. Как сообщил представитель комитета, экспертиза подтвердила конструктивную надежность объекта после внесенных изменений. Новая цена проекта должна быть названа уже в июне, говорит Панкин. Он предупреждает, что, если стоимость проекта не будет соответствовать его техническому решению, «Трансстрой» вынужден будет уйти из проекта.
Сейчас, по сообщению представителя комитета, Смольный «работает над оптимизацией сметной стоимости: проводится мониторинг цен, оптимизируется смета по рабочей документации и оборудованию».
Вопрос по завершению строительства стадиона решится только после получения из экспертизы итоговой стоимости объекта, сообщила пресс-служба комитета. В апреле этого года представители городской администрации говорили, что строительство стадиона будет завершено в 2014 г., еще ранее Полтавченко называл 2013 год.
В феврале глава Счетной палаты Сергей Степашин заинтересовался расходами на строительство стадиона. Но, по его словам, у Счетной палаты нет полномочий для осуществления проверки сметы строительства, поскольку его финансирует город. Вадим Лопатников, председатель контрольно-счетной палаты Петербурга, сказал «Ведомостям», что проверка на соответствие сметной стоимости проводится только у завершенных объектов.
С приходом Полтавченко в Петербурге было отменено сразу несколько крупных проектов предыдущей администрации Матвиенко с использованием бюджетных средств. В сентябре 2011 г. было решено не строить мосты на остров Серный (9,4 млрд руб.) и Ново-Адмиралтейский (3,9 млрд руб.). В апреле этого года стало известно, что Смольный окончательно отказался от проведения работ по строительству Орловского тоннеля под Невой длиной 1 км стоимостью 47,7 млрд руб., а с учетом развязок — 70 млрд руб. (Орловский тоннель в равных долях должны были финансировать городской бюджет, федеральный инвестфонд и концессионер — выбранная по конкурсу Невская концессионная компания, подконтрольная First Quantum Виталия Южилина).