«Зенит» попал в топ-50
Петербургский «Зенит» является единственным из всех восточноевропейских футбольных клубов, который вошел в число 50 самых дорогих футбольных брендов. Стоимость его торговой марки оценена агентством Brand Finance в $56 млн.
Самым ценным футбольным брендом мира второй год подряд признается Manchester United, оцененный экспертами Brand Finance в $853 млн (плюс 30% к 2011 г.) — благодаря хорошей игре и отличным доходам. Несмотря на проигрыш в финале Лиги чемпионов, мюнхенская Bayern показала самый высокий рост стоимости бренда (на $293 млн до $786 млн) и смогла сместить со 2-го места мадридский Real. В отличие от Manchester United, который широко известен в мире, Bayern сосредоточился на местном рынке и эта стратегия обеспечила ему самый высокий рост коммерческих доходов из всех клубов, отмечают эксперты Brand Finance.
«Исследования показывают, что даже футбол не защищен от кризиса в еврозоне», — комментирует гендиректор Brand Finance Дэвид Хайд. Стоимость бренда Real ($600 млн против $643 млн в 2011 г.), как и Barcelona ($580 млн против $629 млн), уменьшилась из-за экономических проблем Испании, отразившихся на доходах клуба. Испанским и итальянским клубам следует активно развивать свой международный бизнес, чтобы снизить риски, связанные с состоянием местных рынков, рекомендует Дэвид Чаттуэй, руководитель подразделения спортивных брендов Brand Finance. Он советует делать то же самое и Bayern: «Если они будут полагаться только на немецких поклонников, то через какое-то время команда начнет отставать». Chelsea, выигравшая Лигу чемпионов, пока в рейтинге только пятая - из-за слабых результатов в премьер-лиге.
В этом году Brand Finance оценила бренды уже 50 клубов, а не 30, как в 2011 г. Благодаря расширению рейтинга в нем впервые появилась информация о российском клубе: петербургский «Зенит» расположился на 41-й строчке рейтинга, его бренд оценен в $56 млн.
Нам очень приятно, что авторитетная организация высоко оценила наш бренд, говорит представитель «Зенита» Дмитрий Циммерман. Собственную оценку бренда клубом не проводилась, отмечает он. Свой бюджет клуб не раскрывает, коммерческие доходы (продажа прав на телетрансляции, билеты, мерчандайзинг, спонсорские доходы) в 2010 г. составили $60 млн, а в 2001 г. - уже $75 млн и клуб ожидает, что в этом году рост продолжится такими же темпами, говорит Циммерман. Из этой суммы примерно по 25-30% приходится на доходы от продажи билетов и на спонсорские контракты, около 20% - на поступления от мерчандайзинга (продажи товаров с символикой клуба), около 3% - на доходы от телетрансляций, остальное - перечисления от UEFA за участие в еврокубках, рассказывал в 2010 г. в интервью журналу «Финанс» Максим Митрофанов, гендиректор «Зенита».
Как сообщает sports.ru, в 2011 г. бюджет «Зенита» составлял $165 млн, в 2012 г. - $180 млн. Разница между коммерческими доходами и расходами покрывается владельцами (основной - Газпромбанк) и «газовыми» спонсорами клуба (титульный — «Согаз»), продолжает совладелец sports.ru Дмитрий Навоша. Стоимость состава клуба в этом сезоне transfermarkt.su оценивает в 152,6 млн евро, и это самый высокий показатель среди российских клубов, у идущего следом ЦСКА он составляет 128,8 млн евро.
Тем не менее «Зенит» не входит в рейтинг самых богатых клубов мира, который составляет компания Deloitte. Она оценивает клубы именно по коммерческим доходам, выбирая 20 лидеров по выручке, рассказал Шариф Галлеев, партнер Deloitte. В последний рейтинг попали клубы с выручкой, начиная от 75 млн евро, так что года через два «Зенит» может претендовать на место в нем, рассуждает он. Место «Зенита» в числе топ-50 самых ценных футбольных брендов Галеев считает вполне заслуженным: «Самый успешный российский клуб, попадающий в плей-офф Лиги чемпионов, и должен был там оказаться». Клубу за последнее время удалось совершить качественный прорыв и стать самым популярным футбольным брендом России, опередив московский «Спартак», считает Навоша. Успех объясняется еще и тем, что «Зенит» активнее всех других клубов работает над увеличением аудитории своих болельщиков — развивает сайт, создает мобильные приложения, работает в социальных сетях, объясняет Навоша.